ФЭНДОМ

Бхутара́джа (Bhūtarāja - «царь духов» или «царь демонов»), также Кхадгара́вана (Khaḍgarāvaṇa) или Бхутешам (Bhūteśaṃ) — божество в индуизме, один из спутников Шивы, повелитель духов умерших, привидений, чёрной и белой магии; ассоциируется с одержимостью.

Считается, что средневековый вайшнавский ачарья Вадираджа обладал мистическими способностями, благодаря которым Бхутараджа стал его слугой. С его помощью Вадираджа был способен совершить множество чудес и преодолеть различные препятствия, чинимые противниками.

Согласно вайшнавскому преданию, Вадираджа, желая установить мурти Тривикрамы, посылает Бхутараджу принести божество из Бадринатха. По пути на Бхутараджу нападает ракшаса, которого тот убивает и вовремя возвращается к началу церемонии установки божества.

В Вадираджа-матхе в Содхе, Карнатака, существует посвящённый Бхутарадже храм. Бхутараджа — это также одно из имён Вишну, которое можно перевести как «Господь живых существ».

"Велик Аситанга Бхайрава, прославленный тёмный Бхутараджа — владыка тьмы и чёрной магии, малефик, некромант, кому служат демоны, злые духи, духи умерших, оборотни, заражающие смертью грызуны и ядовитые змеи. Велик Бог, кто в верхнем небе как Сатурн, в среднем мире — как индиго, и в нижнем мире как чёрная змея. Бог велик силой своей шакти".