ФЭНДОМ

Желя/Жля — славянская богиня печали и плача, олицетворение скорби по умершему, упоминается в «Слове о полку Игореве»:

Желя
«А Игорева храбраго плъку не крѣсити! За нимъ кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, смагу людемъ мычючи въ пламянѣ розѣ»

Ее имя — Желя, жаление — происходит от называния скорби по умершим (отсюда «жальник» — могила) и связано с комплексом древних погребальных обрядов. Желя своим «скаканьем» по Руси символизирует скорбь, охватившую Русь после гибели Игорева полка, подобно тому, как вступление на землю Трояню Девы-Обиды (персонификации раздора) символизирует распри, войны, охватившие Русскую землю.

Чешский хронист середины XIV века Неплах упоминает славянскую богиню Zela, которую следует соспоставить с Желей «Слова о полку Игореве». Исследователь Барсов связывал образ Жели с погребальным языческим ритуалом и считал ее и Карну мифическими спутницами Девы-Обиды:

«Вопленица (т.е. Карна) вступала в свои права тотчас же по смерти покойника, Желя же заканчивала погребальный ритуал, разнося сетование по родным и знакомым вместе с погребальным пеплом».

Имя её встречается у многих славянских народов, и поэтому существование богини смертной печали можно возводить к значительной древности. Иногда образ богини Жели связывают не только со славянской, но и со скандинавской, римской, тюркской, древнеиндийской мифологией.

П.П. Вяземский: "Карна и Желя — это имя, которое носил блюститель Кавказских ворот (Карна), и его определение (жалящий), т.е. Карнай жалящий.
Партыцкий отождествлял Карну и Желю с божествами скандинавской мифологии: "Карна — это Карь (Кари), злой великан, а Желя — Лжа, бог огня.
Лонгинов привлекал для разгадки имен Карны и Жели богинь римской мифологии — Карну и Геллу.
О. Сулейменов имена Карны и Жели объединял в одно: Кара Жлан — «черный дракон».
В. Шелест: "Карна — это герой древнеиндийского эпоса, сын Солнца, полководец в битве на поле Куру, а Желя — возничий его боевой колесницы по имени Шалья.